Все многообразие факторов, приводящих к серьезным дефектам и постепенному разрушению стен железобетонных силосов, можно условно объединить в три большие группы:
Анализируя полученный опыт, хочется добавить, что в большинстве случаев, к потере несущей способности и прочности, а так же к локальным разрушениям стен и перегородок силосов (силосного корпуса элеватора), ведет не отдельный фактор, дефект или недостаток, а целая совокупность причин.
Они содержат все разнообразие процессов постепенного разрушения стеновых панелей ЖБИ (ограждающих конструкций), а так же монолитных железобетонных стен силосов в результате воздействия окружающей среды:
Совокупность этих проявлений напоминает эрозию горных пород. Но в условиях работающего элеватора, мельницы или хлебоприемного пункта, обычные процессы коррозии железобетона усугубляются воздействием органических кислот. Дождевая вода, успешно растворяя зерновую пыль и шелуху, другие продукты переработки, скапливающиеся на крыше и козырьках, в нишах разрушенных швов, трещинах и сколах стены, проникает вглубь железобетонных конструкций, заметно усиливая все вышеперечисленные явления.
Вместимость силосных железобетонных корпусов, в зависимости от высоты и других конструктивных особенностей варьируется от 10,3 до 48,0 тыс. тонн. Каждый силос внутри корпуса («банка»), в силу все тех же особенностей, способен принять в течение короткого промежутка времени (во время приемки урожая, за несколько суток) более двухсот тонн зерна.
По этому, любой силосной емкости и многим элементам ее конструктивным элементам (стенам, межсилостным перегородкам, перекрытиям и т.д.), в результате многочисленных загрузочно-разгрузочных операций, приходиться функционировать в крайне тяжелых условиях серьезных знакопеременных нагрузок!
В свою очередь, стены силосных сооружений (емкостей) элеваторов испытывают:
Любой тип железобетонных силосных емкостей элеваторов (сборные и монолитные) имеет свои, специфические сложности проектирования и связанные с этим конструктивные особенности и недостатки, часто ведущие к преждевременному износу и разрушению стен.
Для элеваторов со сборными силосами из железобетонных элементов наиболее характерны:
Для элеваторов с монолитными железобетонными силосами наиболее характерны следующие недостатки:
Основным недостатком монолитных элеваторных конструкций послевоенной постройки является нестабильное, а местами откровенно плохое качество бетона. Это проявляется в ярко выраженной слоистой структуре как наружных силосных стен, так и внутрисилосных перегородок. Такие слои бетона старых монолитных силосов сильно отличаются, как оттенком так и качеством. Со временем некачественный слой бетона выкрашивается от нагрузок и "выедается" зерном, образуя сначала глубокую нишу, а после, сквозную дыру (брешь). Если увеличиваясь в размерах она приобретает горизонтальную " ориентацию", то в дальнейшем это грозит сминанием оголившихся участков арматуры, изменением геометрии элеваторного сооружения в целом и появлением глубоких усадочных трещин, со всеми вытекающими последствиями ...
Перечисленные дефекты или недостатки бетонных элеваторов советской постройки имели место в силу многих различных причин, начиная от банального недостатка нужных деталей, инструментов и качественных материалов и заканчивая недостаточной квалификацией строительных рабочих и слабым контролем качества.
Не секрет, что многие подобные объекты, тогда возводились военнослужащими строительных батальонов, студентами стройотрядов, либо условно-осужденными, и т.д. И все это, в эпоху масштабных строек и досрочных пятилеток!